Задания с 02.10.23 — 06.10.23

Урок 1

Вы уже хорошо знаете, что в русском языке существительные могут быть мужского (он), женского (она) или среднего (оно) рода.

Грамота (Русский язык): Род имён существительных - 9 лет - Задание №25618 |  ALIMOK

Трудно определить род существительных, которые оканчиваются на -ь. Такие слова надо запоминать. Однако есть несколько секретов, которыми я хочу поделиться с вами.

1. Если вы встретили слово на -ь в тексте, обратите внимание на соседние слова, особенно прилагательные и глаголы в прошедшем времени. Например, вы читаете: «Спортсмен получил золотую медаль». Слово «медаль» употреблено в винительном падеже, а прилагательное «золотую» — в винительном падеже и женском роде. Значит, слово «медаль» — это слово женского рода.

2. Запомните! Всегда относятся в мужскому роду:

названия месяцев (октябрь, июнь);
слова на -арь (словарь, календарь);       
слова на -тель (учитель, выключатель).

3. Запомните! Всегда относятся с женскому роду:
слова на -чь, -шь, -щь (ночь, мышь, вещь и др.);  
слова на -ость (они образованы от прилагательных; сухой — сухость, мягкий — мягкость);
слова на -бь, -вь, -дь, -зь, -сь, -ть (любовь, тетрадь и др.).

Исключения: голубь, лебедь, дождь, гвоздь — это слова мужского рода!  4. Слова на -ль, -нь, -рь могут быть как мужского, так и женского рода.

Упражнение 1

Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.

Добрая, любимая, родная мама (ж.р.).

Весенний, звонкий, говорливый ручей (м.р.).

Интересная, библиотечная, любимая книга (ж.р.).

Шелковое, красивое, длинное платье (ср.р.).

Круглый, обеденный, деревянный стол (м.р.).

Новогодний, веселый, долгожданный праздник (м.р.).

Яркое, весеннее, игривое солнце (ср.р.).

Сочное, вкусное, спелое яблоко (ж.р.).

Сладкий, ночной, кошмарный сон (м.р.).

Чистая, питьевая, прозрачная вода (ж.р.).

Упражнение 2

Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.

Моя свеча(ж.р.), моё полотно(с.р.), мой друг (м.р.), мой взгляд(м.р.), моя дочка (ж.р.), моя вьюга (ж.р.), моё ружье (с.р.), моё озеро (с.р.), мой кроссворд (м.р.), моё жилище(с.р.).

Упражнение 3

Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши :м.р., ж.р, ср.р.

м.р.

Свет, килограмм, троллейбус, подъезд

ж.р

Жидкость, рассада, киносъемка, поездка

ср.р

Кино, питье, новоселье.

Упражнение 4

 • Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.

 • Спиши, обозначь в словах орфограммы:

М.р

Носорог

Сторож

Звездопад

Рассказ

Дядя

Ж.р.

Анна

Ночь

Кукла

Шишечка

Варежка

Подсказка

Ср.р

Солнце

Стихотворение

Сочинение

Пение

Leave a comment